Вы здесь

Текели: Город, в котором не видно горизонта

Автор:Сергей Барановский
10.09.2007 13:00 msk
Источник: Фергана

В двухстах восьмидесяти пяти километрах от южной столицы Алма-Аты расположился населенный пункт со звучным именем Текели. О его существовании многие казахстанцы даже не подозревают. Это - один из малых городов Центральной Азии, со своей нелегкой судьбой, интересной историей и людьми, жизнь которых сильно отличается от жизни остальных соотечественников. И не в лучшую сторону: основная проблема этих мест – удручающая экологическая ситуация, поскольку на протяжении последних нескольких десятков лет жители Текели получают хроническое отравление соединениями свинца.



Тотальное загрязнение

Текели с двух сторон зажат хранилищами отходов свинцово-цинкового производства. Свинцом здесь отравлено все, что растет и шевелится. По периметру города и за его пределами приходится наблюдать удивительный промышленный пейзаж - горы отработанной породы весом в миллионы тонн. Это так называемое «хвостохранилище».

- В 2003 году встал вопрос о закрытии рудника, и с этим мы связывали определенные надежды, в частности, на возможность развития туристического бизнеса, - рассказывает бывший аким (глава администрации. - прим. ред.) Текели Мухтар Аухадиев. - Но специалисты АО «Казцинк» разработали программу «Альтернатива» и переориентировались от добывающей к перерабатывающей промышленности.

Мы посетили текелийский филиал акционерного общества «Казцинк». Примечательно, что здесь перед административным зданием по сей день стоит памятник вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину.

- В 1994 году запасы свинцово-цинковых руд Текелийского месторождения иссякли. Нами был разработан проект «Альтернатива», суть которого заключается в переработке вторичного сырья, а именно – клинкера, который образуется в результате металлургического производства. В данный момент на нашем градообразующем предприятии работает шестьсот семьдесят человек, - рассказывает директор филиала Борис Рудман.

Между тем, экологи, специалисты казахстанского НИИ, изучив обстановку в Текели, еще десять лет назад вынесли свой вердикт: «Загрязнение тотальное». В качестве одного из доказательств ими приводятся пробы облепихи, в которой содержание допустимых норм свинца превышено в 172 раза!

Демографические отчеты статистических служб свидетельствуют о высоком уровне смертности в Текели – порядка семнадцати смертей на тысячу жителей в год (в среднем по Казахстану уровень смертности в 2000 году равнялся 9,3 смертей на 1000 жителей. - Прим. ред.).

«Наше счастье в детях, - написали в письме в редакцию городской газеты «Текелийский рабочий» местные жители, - Но, к сожалению, наши дети часто болеют».

Однако не все готовы заявлять о своей проблеме, иным жителям положительный имидж города дороже здоровья населения. Так, госслужащая Айнура Сабитова говорит: «Мы живем в Текели последние два десятка лет, здесь родились и выросли наши дети. Тем не менее, на здоровье не жалуемся. Болеем, но в меру». Трудно поспорить с такими словами, ведь местным жителям виднее, идет им на пользу обилие свинца в почве, воздухе, воде или нет. Тревогу бьют лишь единицы - наиболее активные граждане, остальные давно свыклись с мыслью полного слияния с очень вредным элементом таблицы Менделеева. Лидер местных экологов Люция Лисогор и директор Ассоциации одиноких матерей Мира Бочарникова говорят о текелийской экологической проблеме постоянно, однако никаких мер по улучшению экологической ситуации никто не предпринимает.


Островок России в Казахстане

Название города происходит от казахского слова «теке», что в переводе означает - горный козел. История Текели берет свое начало в 1937 году, когда советские геологи обнаружили здесь крупное полиметаллическое месторождение. Спустя пятнадцать лет рабочий поселок Текели получил статус города областного значения. В наши дни здесь живут 23 тысячи человек.

Приезжему, впервые оказавшемуся в этих краях, местные жители непременно расскажут о том, что во время Великой Отечественной войны каждая пятая пуля для фронта была отлита на текелийском свинцово-цинковом заводе. Обратят внимание на то, что из любой точки города здесь видны горы. И покажут улицу, которая признана одной из самых длинных улиц мира. Дорога длиной более тридцати километров проходит через весь город и продолжает тянуться за его пределами, она названа в честь казахстанского политика конца 80-х годов минувшего века Динмухаммеда Кунаева.

В первые минуты моего пребывания в этом городе я не без восторга сказал случайному знакомому, коренному текелийцу: «Это совершенно иной Казахстан - Текели сильно отличается от всех других казахстанских городов».

- Это островок России в Казахстане, - ответил собеседник, который оказался сотрудником местного акимата (администрации). - Здесь очень много русских, более половины от общего числа жителей.

Из разговора с ним мне стало известно, что казахи составляют тридцать процентов населения городка, остальные текелийцы – русскоязычные, в числе которых, помимо собственно русских, есть и представители других национальностей.

Русские составляют большинство населения Текели по той причине, что в сороковые годы прошлого века сюда из России, преимущественно из Ленинграда, для работы на свинцово-цинковом заводе приехало немало специалистов. Намереваясь подымать советскую металлургию, они остались здесь жить. В Текели родились и выросли их дети и внуки.


»В Текели бедствовать может только бездельник»

Город живет своим маленьким замкнутым мирком, в особом микроклимате. Будни его жителей протекают в тиши спокойных улочек и домов, в общем депрессивном умиротворении. Здесь есть свои предприятия, магазины и иная инфраструктура, необходимая для жизни. Выпускается своя газета «Текелийский рабочий», которая принадлежит городской администрации.

Редактор этой газеты Татьяна Мельник немного озадачена вопросами коллеги-чужака, пришедшего в их маленькую провинциальную редакцию. Но держится стойко и на все провокационные вопросы отвечает с большой долей патриотического оптимизма. «Проблемы есть в любом городе, - замечает Татьяна Мельник. - Есть они и в Текели, но вы посмотрите на перемены последних лет: дороги аким строит, культурно-массовые мероприятия проводятся регулярно, да и вообще жизнь налаживается! А то, что про нас республиканские газеты пишут, что мы здесь от голода всех собак и кошек переели, - не верьте, врут они, лукавые».

Действительно, собак и кошек, живых и невредимых, на улицах Текели много, как и другой живности - кур, коров. Что ж, желание красиво преподнести свою малую родину вполне объяснимо: каждый хозяин хочет, чтобы его дом выглядел в глазах гостей ухоженным. Я встретился с этим явлением в США, штате Аризона, где меня заверяли в глубокой порядочности и набожности местных жителей, а тем временем на соседней улице рядом с домом, где я жил, стояли несовершеннолетние проститутки. В столице России Москве меня пытались убедить в том, что расхожее мнение о нетерпимости местных жителей к приезжим – большое преувеличение. При этом вслед «лицам кавказской национальности» в московском метро я периодически слышал отборный мат шепотком...

Желание приукрасить действительность обострено и у текелийских чиновников. Городские власти встретили журналиста с большой долей опаски. «Вы должны были согласовать свой приезд с акиматом!», - заявила заместитель акима города Текели Гульмира Маупашева, которая, похоже, искренне верит в правильность своего утверждения и считает, что для посещения их замечательного городка гости должны получать разрешение городских властей. Позже она «сбавила обороты» и разлилась в оптимистической сладкой трели о прекрасном настоящем и будущем города Текели: «Город развивается, восстанавливается некогда брошенное жилье. Набирают мощности промышленные предприятия. Повышается общее благосостояние жителей города. В Текели бедствовать может только бездельник, работа каждому найдется! В Текели можно выращивать овощи и фрукты, или найти себе другое достойное занятие».

Боль и безнадега

В отличие от госчиновников, жители Текели, несмотря на подчас искреннюю любовь к своему городу, не скрывают горькую правду.

- Мы для Талдыкургана (областной центр. - Прим. авт.) как камень на шее, - говорит местная бизнесвумен по имени Бану. - Наш город – дотационный, и мы отстаем по всем показателям. Жители Талдыкургана относятся к нам плохо, считают, что все мы тут наркоманы и алкоголики. Что скрывать, проблема злоупотребления спиртными напитками и наркотой в Текели есть, но спиваются только те, кто не смог найти себе оплачиваемую работу.

Я еду в такси по легендарной улице имени товарища Кунаева.

- В советское время на этой улице было девятнадцать гастрономов, - вспоминает таксист Булат. - Здесь располагался крупный кирпичный завод, а тут стоял кинотеатр «Родина».

- А где все эти гастрономы? – спрашиваю я. - И почему на месте бывшего кинотеатра стоит ржавый продовольственный киоск с тем же названием «Родина»?

- С распадом Советского Союза все пришло в упадок, - отвечает Булат. - Обещанная хорошая жизнь так и не наступила, и молодежь уехала. В Текели остались лишь старики, которым ехать некуда. Они остались здесь доживать свой век.

Слова водителя, произнесенные с философской улыбкой на устах, прозвучали чудовищным контрастом к чиновничьему оптимизму.

Мы проезжаем православный храм, возле которого стоит много людей. Толпа для Текели – вещь редкая, поэтому прошу таксиста остановить автомобиль.

- В городах, в которых царит упадок, люди тянутся к религии, - объясняет причину собрания служитель храма Галина. - Порой Божий храм становится местом отдохновения и клубом для общения. В Текели две православные церкви, построенные рядом друг с другом. Первый храм носит название Святой Троицы, второй – иконы Божьей матери «Знамение» Абалацкой. Два дня назад был большой православный праздник – Успение Божьей матери, как жаль, что вы не попали на него! Пришла даже молодежь.

Мы сидим с Галиной в домике, расположенном рядом с Храмом, пьем чай. Я прошу ее рассказать о жизни города в наши дни.

- В Текелях люди бросаются из крайности в крайность, относятся к жизни как к игре, балансируют на грани: то сектантские церкви посещают, то из запоя не выходят неделями. Раньше жизнь была спокойная, но обстановка в городе значительно ухудшилась с приездом оралманов ((иностранных граждан – казахов, вернувшихся на историческую родину. - Прим. авт.). Они принесли с собой разбой, вакханалию и другие напасти, - с горечью рассказывает Галина. - С работой здесь очень плохо, работать практически негде. Для многих единственным способом прокормить семью стала «оптовка», то есть закуп товара и его перепродажа на базаре. Уезжают все, кто это может сделать, а оставшиеся – спиваются. Выпивка всегда была слабостью местных жителей. Но то не вина людей, просто апатия и общий упадок подрывают в людях веру в светлое будущее, подталкивают к «зеленому змию».

Таксист меня торопит: пора возвращаться. Прощаюсь со служителем церкви - общительной и доброжелательной женщиной Галиной, покупаю православную икону Сергия Радонежского и сажусь в автомобиль. Дорога до гостиницы с громким для этих мест названием «Швейцария» занимает пятнадцать минут. И все это время я слушаю рассказы таксиста о нелегкой доле местных жителей. Нет, это не желание пожаловаться и получить свою долю сострадания от случайного попутчика. Это то, о чем не принято говорить в акимате, но что обсуждается на кухне с близкими людьми. Это боль и безнадега текелийцев без каких-либо надежд и просвета на горизонте

Теги: 

Комментарии

Когда прочел эту статью впервые несколько лет назад, я подумал, что ее написали очень злые и непорядочные люди не ясно с какими целями. Решил добавить ее, так сказать, для объективности.

Не знаю сколько лет этой статье...но написана абсолютная правда про жизнь обычного населения.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer